Дурылин Сергей Николаевич (1886–1954)

С.Н. Дурылин – удивительная личность, которая, казалось бы, соединяла несоединимое. И он сам любил задумываться именно над парадоксами бытия. Через его сознание и душу, точно через призму, преломлялись многоцветные лучи событий, времен, человеческих судеб XIX и XX веков в России, и, преломившись, выходили как чистый свет его творчества.
Дурылин был другом юности Б.Л. Пастернака и – на склоне его лет, в Сергиевом Посаде, – В.В. Розанова, другом М.В. Нестерова и А.А. Яблочкиной, М.А. Волошина и М.К. Морозовой – в самых разных жизненных обстоятельствах. Был секретарем Религиозно-философского общества памяти В.С. Соловьева… Он занимался в поэтическом семинаре Андрея Белого, видел А.А. Блока. Он общался с вдовой Л.И. Арнольди, автора ярких мемуаров о Н.В. Гоголе, и записал ее рассказ, как Гоголь боязливо прижимался к стене, чтобы избежать железных объятий мощного К.С. Аксакова.
Родившийся в московском «корневом» Елохове, да еще в соседстве с домом, где, вероятно, родился и Пушкин, Дурылин мог быть и крещен в той же купели, что и Пушкин, – в Богоявленском соборе, о чем рассуждал не без гордости, и записал рассказ современницы Пушкина, все впечатления которой о поэте свелись к тому, что Пушкин был похож на обезьяну и, взбегая по парадной лестнице дома, где она жила в качестве воспитанницы, перепрыгивал через три ступеньки… Дурылин любил смех и умел находить смешное в неожиданных случаях.
Дурылин работал в издательстве «Посредник» Л.Н. Толстого вместе с соратником Толстого И.И. Горбуновым. Он ездил к Толстому в Ясную Поляну за год до его смерти, о чем оставил ценнейшие воспоминания. Дружил с секретарем Л. Толстого Н.Н. Гусевым, и тот передал ему слова Толстого в ответ на письмо Дурылина Гусеву: «Слушайте Сережу Дурылина…» Эти слова Дурылин с теплой благодарностью к Толстому вспоминал потом всю жизнь.
Дурылин много путешествовал по Русскому Северу и оставил интереснейшие записки – «За полуночным солнцем», «Кандалакшский вавилон» и др. Ведь по образованию он этнограф и историк, учился в Археологическом институте.
С 1913 по 1923 Дурылин каждый год бывал в Оптиной пустыни, общался со старцем Анатолием, однокелейником знаменитого старца Амвросия Оптинского. Приняв сан священника, он служил в московской церкви на Маросейке вместе с отцом Алексеем Мечевым, которого Русская Православная церковь недавно канонизировала.
Да, Дурылин ушел от революции 1917 года, но не то – в годы первой русской революции: прошел аресты, совершал, наряду со своим братом Георгием, дерзкие поступки, если не подвиги: например, организовал побег из заключения своего друга Миши Языкова, позже все же погибшего от рук жандармов. Позднее он горестно каялся в своем юношеском «большевизме»... В 1920-е, в начале 1930-х годов Дурылин пережил новые гонения за свою религиозность, за русскость, за чувство свободы – аресты и ссылки…
С середины 1930-х годов начнется более ровная и даже почетная полоса в его жизни, «болшевский период», называемый по месту проживания, в подмосковной дачной местности.
Художник М.В.Нестеров подолгу жил в доме Дурылина в Болшево, и их многочасовые беседы вылились в одну из лучших книг о Нестерове – художнике и человеке.
Дурылин был педагогом. Его учениками были будущий знаменитый актер Малого театра Игорь Ильинский, правнук Ф.И.Тютчева и будущий литературовед Кирилл Пигарев. Его Дурылин учил понимать русскую словесность, живя в имении Тютчева Мураново.
Дурылин был театроведом и театральным критиком, автором театральных инсценировок и даже оперного либретто. Он автор множества книг и статей об актерах Малого и Художественного театра: Садовских, Пашенной, Яблочкиной, Турчаниновой, Качалове.
Велики заслуги Дурылина в изучении русской и мировой литературы. Он был сотрудником ИМЛИ, присудившего ему докторскую степень по филологии в 1944 году.
Но Дурылин был куда шире любого профессионального поприща. Как не вспомнить тут Козьму Пруткова, действующего в одном романе Дурылина о философах «серебряного века»: «Профессионал подобен флюсу»… У Дурылина не было флюса: он его избежал благодаря свободе творчества, стремлению сказать о предмете изучения именно то, что видит читатель или зритель, далекий от профессиональных догм! В одной из записных книжек Дурылин оставил своего рода стихотворение в прозе «Человек свободен»: «О, не ограничивайте его свободу ни заповедями, ни повеленьями! Дайте ему жить!» Так он и сам писал-жил в своем творчестве.
К «профессионалам»-искусствоведам относился иронично и настороженно, хоть и был сам профессором: «Глубочайшая ненужность всего, что делают, делали и будут делать Пиксановы и Рогачевские настоящего, прошлого и будущего, никогда не будет ясна толпе, «читателю». И будут жевать жвачку, и будут перекладывать из своего рта в чужие – нажеванное едово… А потом напишут историю своей жвачки…» (из записей «В своем углу»). Так писатель восставал против литературоведа и любого иного схоласта!
О себе писал: «Я – никто: я – «не», «не» и «не»: не ученый, не писатель, не поэт, хотя я и писал ученые статьи, и был писателем, и слагал стихи, я – никакой профессионал» (предисловие к «В своем углу»).
И увы! долгое время никто не знал о Дурылине-писателе, числят его то среди мелких философов, то среди отошедших в прошлое критиков. Между тем неизданные художественные произведения Дурылина, хранящиеся в РГАЛИ и в Мемориальном Доме-музее С.Н.Дурылина в Болшево, – первоклассная литература. Кажется, именно языком художественных образов Дурылин сказал самое сокровенное.

А.А.Аникин, А.Б.Галкин

Архив С.Н.Дурылина находится в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) - фонд номер 2980.

В городе Королёв в микрорайоне Болшево находится «Музей-квартира Сергея Николаевича Дурылина».
В честь Дурылина названа одна из городских улиц города Королева и Болшевская городская библиотека № 2

Подробнее в статьях:
А.А.Аникин "Москва – Хлынов – Темьян: земной и художественный путь Сергея Дурылина"
А.Б. Галкин Сергей Николаевич Дурылин. Биография

 


ПУБЛИЦИСТИКА:

В школьной тюрьме. Исповедь ученика. 1908

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Мышья беготня (Последние листки дневника).
В передовой деревне (Из манчжурских воспоминаний). 1912 (?)
Соколий пуп (Роман). 1915
Сказание о невидимом граде Китеже. 1916
Три беса. Старинный триптих (Из семейных преданий). 1920-1923
Розы. Письмо Т<атьяне> А<ндреевне> С<идоров>ой. 1921
Сладость ангелов (Рассказ). 1922
Четвёртый волхв (Рассказ). 1923
Сударь кот (Семейная повесть). 1924
Сирень. 1925
Колокола (Хроника). 1928–1929, последняя редакция 1951

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ:

Герой нашего времени М.Ю.Лермонтова. Комментарии. (Выложена вся книга по главам.)

Посол русского царя при дворе Гёте Раздел из 2-ой главы книги "Русские писатели у Гёте и Веймаре"  - "Гёте в политике Александра I и Николая I".
У Толстого и о Толстом. Воспоминания
Николай Семенович Лесков. Опыт характеристики личности и религиозного творчества
Врубель и Лермонтов
Лермонтов и романтический театр
На путях к реализму. Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова
"Дело" об имуществе Гоголя

Отчет о поездке на Север. Кандалакшский «вавилон». (К изучению северных лабиринтов).
(См. статью: Дмитриевская Л. Н. Гипотеза С. Н. Дурылина о назначении северных лабиринтов: обряд очищения и моления ветра // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2023. Т. 45, No 8. С. 8–22.)


Раздел создан при иформационной поддержке исследователей и издателей творчества С.Н.Дурылина:

Антона Андреевича Аникина - кандидата филологических наук, доцента кафедры филологического образования Московского института открытого образования.
Александра Борисовича Галкина - кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника, доцента кафедры филологического образования Московского института открытого образования.