Выходные данные статьи для цитирования (страницы данной публикации обозначены и в электронном тексте): Дмитриевская Л.Н. Образ библиотеки будущего в романе А. Толстого «Аэлита» // Лучшая вузовская лекция VII. М., 2011, с.3-15.

с.3.

Затаив дыхание, Лось оглядывал эту, с запахом тления и плесени,
сокровищницу, где молчала, закованная в книги,
мудрость тысячелетий, пролетевших над Марсом».

А. Толстой «Аэлита»

Образ библиотеки, библиотекаря – тема, которая сегодня привлекает внимание не только специалистов библиотечного дела, но и филологов, писателей, режиссёров... Во многих странах действует социальный и государственный заказ на художественное кино, которое бы формировало положительный образ (имидж) библиотеки и библиотекаря. На сайте библиотеки Шадринского государственного педагогического института  подсчитано, что только в ХХ веке этот образ фигурирует в 32-х произведениях русской литературы и 14-ти произведениях зарубежной литературы (приводится полный список). Статистика по российскому и зарубежному кинематографу на сайте тоже дана.
В последние годы появляются статьи, в которых с той или иной долей таланта и глубины исследования предпринимаются

с.4:

попытки дать анализ образов библиотеки и библиотекаря, созданных в художественной литературе [1].
И в статьях исследователей, и в, казалось бы, исчерпывающем перечне на сайте забыт роман «Аэлита», хотя трудно найти столь подробное описание библиотеки, какое даёт А. Толстой, ещё в 1920-е годы во многом предугадывая путь их развития.
Понять настоящее и заглянуть в будущее – главные желания искусства 20-х годов ХХ века. Эта эпоха жила идеями переделки жизни, мира для последующих поколений и для себя – воскрешённых в будущем. Благодаря идеям Н. Фёдорова о воскрешении всех умерших, работавшие на благоустройство будущего надеялись в нём потом пожить (А. Платонов «Котлован»). Футуристы (лат. futurum – будущее) ещё в 10-е годы ХХ века начали творить искусство будущего: «Великая ломка начата нами во всех областях красоты во имя искусства будущего» [2]. Вспомним тут и стихотворение Вл. Маяковского «Выволакивайте будущее» (1925), которое учит творить будущее, а не ждать его:

Будущее
не придет само,
если
не примем мер.
За жабры его, – комсомол!
За хвост его, – пионер!

В 20-е годы устремление в будущее порождено и жаждой самим его создавать, и желанием хоть примерно знать, когда же наступит счастливый коммунизм, ради которого было положено так много сил и жизней, ради которого разрушили страну, перекроили все духовные ценности, отказались от Бога…

с.5:

Е.Замятин в романе «Мы» создаёт страшный, целиком провидческий образ будущего как победы машинного мира, цивилизации над природой, над естественным человеком. В пьесах В. Маяковского «Клоп», «Баня» – иронический образ будущего, в нём отражена эпоха НЭПа.
Фантастическая машина времени появляется в пьесе «Баня» (1929) В. Маяковского для того, чтобы слетать в будущее. В 1935 году в пьесе «Иван Васильевич» М. Булгакова герои с помощью машины времени попадают в прошлое – во времена Ивана Грозного.
Наука 20-х годов сделала гигантский шаг в развитии астрономии [3]. О полётах в космос ещё в ХIХ в. писал Н. Фёдоров. Научные труды о ракетоплавании и межпланетном сообщении в 20-е годы публиковал К. Циолковский, который трудился и над разработкой реактивного двигателя. В космос уже полетели герои романа А. Толстого «Аэлита» (а в его романе «Гиперболоид инженера Гарина» изобретено лазерное оружие будущего).
В романе «Аэлита» А. Толстого отражены события, которые в чём-то стали, а в чём-то ещё только, наверное, станут возможными когда-то. В романе же они происходят в настоящие для автора 20-е годы: инженер Мстислав Сергеевич Лось изобретает космический аппарат, размещает вполне официальное объявление («Инженер, М.С. Лось, приглашает, желающих лететь с ним 18 августа на планету Марс, явиться для личных переговоров от 6 до 8 вечера. Ждановская набережная, дом 11, во дворе»), находит себе спутника – революционера Алексея Ивановича Гусева и летит на Марс.

с.6:

Марсианский мир в романе – не просто фантастика: это и осмысление прошлого Земли (два рассказа Аэлиты) и её настоящего (две революции – на Земле и на Марсе), это и попытка заглянуть в будущее.
Образ будущего в романе связан с библиотекой, с новыми средствами хранения и передачи информации. Из всей русской литературы только в «Аэлите» читатель встретит столь подробное описание книги, библиотеки и способов передачи информации на другой планете как прообраз будущего. Для читателя ХХI века многое узнаваемо. А. Толстой в образах книги и библиотеки передал их вечные, традиционные черты, прозрел те явления, которые уже воплощены в современном мире, и предсказал то, о чём в ХХI веке пока только скромно говорят, как о возможных технологиях третьего тысячелетия.
Герои романа успели побывать в двух библиотеках Марса – в одну из них они попадают почти сразу, как прилетели на чужую планету. В главе «Заброшенный дом» Лось и Гусев случайно натыкаются на развалины взорванных домов, заходят в полуразрушенный дом «необыкновенно мрачной архитектуры» и исследуют интерьеры его комнат, коридоров, пока не добираются до библиотеки:
«Одна из боковых дверей в коридоре была приоткрыта. Лось вошел в длинную, очень высокую комнату с хорами и каменной балюстрадой. Внизу и наверху – на хорах стояли плоские шкафы и тянулись полки, уставленные маленькими, толстыми книжечками. Украшенные тиснением и золотой чеканкой корешки их тянулись однообразными линиями вдоль серых стен. В шкафах стояли металлические цилиндрики, в иных – огромные, переплетенные в кожу или в дерево – книги. Со шкафов, с полок, из темных углов библиотеки глядели каменными глазами морщинистые, лысые головы ученых марсиан. По комнате расставлено несколько глубоких кресел, несколько ящичков на тонких ножках с приставленным с боку круглым экраном».
Для современного читателя – это вполне современный и даже традиционный образ библиотеки: шкафы с книжными полками. «Металлические цилиндрики» в шкафах могут напомнить футляры для бабин киноплёнок, CD и DVD-диски…

с.7:

«Лысые головы ученых» стоят и в наших библиотеках вместе с другими, вполне земными, предметами интерьера: креслами, ящичками картотек, экранами… В 1923 году предсказать экраны было не сложно: в 1922-ом начали строить Шаболовскую телебашню, следовательно, для земных руководителей страны телевидение уже было доступно.
Обратим ещё внимание, что на полках у марсиан стоят вполне традиционные «переплетенные в кожу или в дерево» книги с «украшенными тиснением и золотой чеканкой корешками».
«На цыпочках он (Лось – Л.Д.) подошел к полке и стал раскрывать книги. Бумага их была зеленоватая, шрифт геометрического очертания, мягкой, коричневой окраски. Одну из книг, с чертежами подъемных машин, Лось сунул в карман, чтобы просмотреть на досуге. В металлических цилиндрах оказались вложенными желтоватые, звучащие под ногтем, как кость, валики, подобные валикам фонографа, но поверхность их была гладкая, как стекло. Один из таких валиков лежал на ящике с экраном, видимо приготовленный для заряжения и брошенный во время гибели дома».
Валики в металлических цилиндрах, похожие на фонографы [4], тоже не совсем из области фантастики – ещё в ХIХ веке на подобные валики записывали музыку. В романе на валиках записано видео. Первая проба включить видео на экране в заброшенном доме оказалась неудачной, зато позже в доме Аэлиты большую часть сведений о Марсе герои получат именно за таким экраном:
Первое знакомство с экраном в заброшенном доме: «Гусев дернул за шарик. Зеркало озарилось, появились уступчатые очертания огромных домов, окна, сверкающие закатным солнцем, машущие ветви деревьев, глухой гул толпы наполнил темную комнату. По зеркалу, сверху вниз, закрывая очертания города, скользнула крылатая тень. Вдруг огненная вспышка озарила экран, резкий треск раздался под полом комнаты, туманное зеркало погасло».

с.8:

Обучение под руководством Аэлиты: «Аэлита <…> Встала, взяла с полки один из цилиндров, вынула из него костяной валик и вложила в читальный, с экраном, столик. Затем, она потянула за шнур, и верхние окна в библиотеке задернулись синими шторами. Она придвинула столик к скамье и повернула включатель.
Зеркало экрана осветилось, сверху вниз поплыли по нему фигурки марсиан, животных, дома, деревья, утварь. Аэлита называла каждую фигурку именем. Когда фигурки двигались и совмещались – она называла глагол. Иногда изображения перемежались цветными, как в поющей книге, знаками и раздавалась, едва уловимая, музыкальная фраза, – Аэлита называла понятие».

Обучают землян на Марсе средствами науки второй половины ХХ века – с помощью видеозаписи с комментариями учителя и посредством слайд-шоу – самого популярного технического помощника современного педагога. Правда, Аэлита владеет ещё средствами телепатического обучения, когда в сознание человека, словно на диск, записывается информация:
«Она говорила тихим голосом. Не спеша плыли изображения предметов этой странной азбуки. В тишине, в голубоватом сумраке библиотеки, глядели на Лося пепельные глаза, голос Аэлиты сильными и мягкими чарами проникал в сознание. Кружилась голова.
Лось чувствовал, – мозг его яснеет, будто поднимается туманная пелена, и новые слова и понятия отпечатлеваются в памяти. Так продолжалось долго. Аэлита провела рукой по лбу, вздохнула и погасила экран. Лось и Гусев сидели, как в тумане.
– Идите и лягте спать, – сказала Аэлита гостям на том языке, звуки которого были еще странными, но смысл уже сквозил во мгле сознания».

Телепатическое изучение языка – мечта любого ученика современной школы, да и не только ученика.
Обратим внимание: не смотря на то, что в библиотеке Аэлиты полки полны книг – герои обучаются не через чтение: они смотрят на экран и Аэлита укладывает им в сознание нужные знания. Видимо, на Марсе книга как главное средство передачи

с.9:

информации устарела, потому что чтение – это нерациональный, долгий и сложный процесс. Книга лишь хранит информацию.
Всё обучение Лося и Гусева уложилось в одну неделю:
«Прошло семь дней.
Когда, впоследствии, Лось вспоминал это время, – оно представлялось ему синим сумраком, удивительным покоем, где на яву проходили вереницы чудесных сновидений.
Лось и Гусев просыпались рано поутру. После ванной и легкой еды шли в библиотеку. Внимательные, ласковые глаза Аэлиты встречали их на пороге.
Она говорила почти уже понятные слова. Было чувство невыразимого покоя в тишине и полумраке этой комнаты, в тихих словах Аэлиты, – влага ее глаз переливалась, глаза раздвигались в сферу, и там шли сновидения. Бежали тени по экрану. Слова, вне воли, проникали в сознание».

Библиотека в доме Аэлиты, где проходит обучение, почти не отличается от библиотеки в заброшенном доме: «Лось и Гусев вошли в длинную, белую комнату. Лучи света, с танцующей в них пылью, падали сквозь потолочные окна на мозаичный пол, в котором отражались ровные ряды книг, бронзовые статуи, стоящие между плоскими шкафами, столики на тоненьких, острых ножках, облачные зеркала экранов».
Земляне в этом марсианском информационном центре чувствуют себя как в знакомой обстановке: те же «книжные полки» («Аэлита <…> пошла вдоль книжных полок в глубину библиотеки. Гости последовали за ней»), скамьи, читальный столик («Она указала на кожаную скамью, стоявшую в полукруглом расширении комнаты. Лось и Гусев сели. Сейчас же Аэлита присела напротив них у читального столика»). Правда, в читальный столик у Аэлиты, видимо, вмонтирован экран (см. пример из романа выше).
Сами книги тоже очень похожи на земные, лишь некоторые детали выдают в них чужое. О том, какие книги на Марсе, интеллигент Лось узнал ещё в первый день прилёта в заброшенном, полуразрушенном доме:
«…Лось открыл черный шкаф, взял, наугад, одну из переплетенных в кожу, изъеденную червями, легкую, пухлую книгу и рукавом осторожно отер с нее пыль.
Желтоватые,

с.10:

ветхие листы ее шли сверху вниз непрерывной, сложенной зигзагами, полосою. Эти, переходящие одна в другую, страницы были покрыты цветными треугольниками, величиною с ноготь».
В описании книга похожа на письмена древних цивилизаций: книжные листы, «непрерывной, сложенной зигзагами, полосою» сохраняют традицию египетских свитков, только в обложке. Письмо – «треугольники, величиною с ноготь» – могут напомнить клинопись древних цивилизаций Двуречья:

http://www.mirfilologa.ru/administrator/index.php?option=com_content&view=article&layout=edit&id=63
         
Клинопись шумеров (3-2 тыс. до н.э.)

Дальнейшее описание марсианской книги позволит нам сделать вывод, что письмена в ней схожи с письмом ещё одной древней земной цивилизации:
«Они («треугольники величиною с ноготь» – Л.Д.) бежали слева направо и в обратном порядке неправильными линиями, то падая, то сплетаясь. Они менялись в очертании и цвете. Спустя несколько страниц между треугольниками появились цветные круги, меняющейся, как медузы, формы и окраски. Треугольники стали складываться в фигуры. Сплетения и переливы цветов и форм этих треугольников, кругов, квадратов, сложных фигур бежали со страницы на страницу».
Письменность, состоявшая из треугольников, кругов, фигур, – это уже письменность Древнего Египта. Вспомним фрески на стенах внутри пирамид и мастаб, вспомним саркофаги фараонов (даже в египетском зале ГМИИ им. А.С. Пушкина) – они

с.11:

покрыты цветными письменами в виде геометрических фигур, фигур людей и животных.


Письмо Древнего Египта

За год до написания романа «Аэлита» – в 1922 году – Говард Картер обнаружил гробницу фараона Тутанхамона в Долине царей и подарил миру большую коллекцию древностей Египетской цивилизации, включая письмена. Это событие потрясло весь мир. А. Толстой отразил его в романе не только в образе книги. Лось в древнем доме находит черепки древних ваз и маску странного человеческого лица: «Лось сжег половину коробки спичек, с волнением рассматривая эту удивительную маску. Незадолго до отлета с земли он видел снимки подобных масок, открытых недавно среди развалин гигантских городов по берегам Нигера, в той части Африки, где теперь предполагают следы культуры исчезнувшей расы».
Для того чтобы глубже понять значение древних земных цивилизаций в формировании образа книги, в истории Марса, в истории Земли, надо обратиться к двум рассказам Аэлиты о большом потопе несколько тысяч лет назад, вынудившим развитые цивилизации Земли сесть на свои космические корабли и искать спасения в просторах Космоса... Как эти цивилизации жили на планете Земля, что этих космических странников ждало на планете Марс – всё есть в обстоятельном рассказе Аэлиты.
Вернёмся к книге, которую разглядывает Мстислав Сергеевич Лось – её описание ещё не закончено:
«Понемногу в ушах Лося начала наигрывать, едва уловимая, тончайшая, пронзительно печальная музыка.

с.12:

Он закрыл книгу, прикрыл глаза рукой и долго стоял, прислонившись к книжным полкам, взволнованный и одурманенный никогда еще не испытанным очарованием: – поющая книга».
Музыка, исходящая из книги, – уже взгляд в будущее, это в какой-то степени прообраз наших аудиокниг. Итак, в создании образа книги с планеты Марс сыграли роль и древние погибшие цивилизации Земли, и фантазия автора, устремлённая в будущее.
Если книга – это традиционное, можно уже даже сказать вечное средство хранения и передачи информации, то «туманный шарик» на ладони Аэлиты и его способность отражать мысли землян – это красивый фантастический образ:
«Она снова протянула перед собою руку, ладонью вверх. Почти тотчас же Лось и Гусев увидели в углублении ее ладони бело-зеленоватый, туманный шарик, с большое яблоко величиной. Внутри своей сферы он весь двигался и переливался.
Теперь оба гостя и Аэлита внимательно глядели на это облачное, опаловое яблоко. Вдруг, струи в нем остановились, проступили темные пятна. Вглядевшись, Лось вскрикнул: на ладони Аэлиты лежал земной шар.
– Талцетл, – сказала она, указывая на него пальцем.
Шар медленно начал крутиться. Проплыли очертания Америки, Тихоокеанский берег Азии. Гусев заволновался:
– Это – мы, мы – русские, это – наше, – сказал он, тыча ногтем в Сибирь. Извилистой тенью проплыла гряда Урала, ниточка нижнего течения Волги. Очертились берега Белого моря.
– Здесь, – сказал Лось и указал на Финский залив. Аэлита удивленно подняла на него глаза. Вращение шара остановилось. Лось сосредоточился, в памяти возник кусок географической карты, – и сейчас же, словно отпечаток его воображения, появились на поверхности туманного шара – черная клякса, расходящиеся от нее ниточки железных дорог, надпись на зеленоватом поле – "Петербург" и с боку – большая красная буква начала слова "Россия"».

Пожалуй, истоки данного образа (шара или яблока) можно искать в сказках: яблочко катится по тарелочке и показывает ту часть земли, которую Иван Царевич или Баба Яга хотят увидеть.

с.13:

Современному ученику на ум придёт программа «Google Планета Земля», которая позволяет с помощью мышки легко вертеть земной шар и путешествовать в любой части света.
Аэлита через этот шар хочет узнать о гостях с Земли, из-за которых – она знает – её ждёт гибель:
«Аэлита всмотрелась и заслонила шар, – он теперь просвечивал сквозь её пальцы. Взглянув на Лося, она покачала головой:
– Оцео хо суа, – сказала она, и он понял: – "Сосредоточьтесь и вспоминайте".
Тогда он стал вспоминать очертание Петербурга, – гранитную набережную, студеные, синие волны Невы, ныряющую в них лодочку с каким-то чахоточным чиновником, повиснувшие в тумане длинные арки Николаевского моста, густые дымы заводов, дымы и тучи тусклого заката, мокрую улицу, вывеску мелочной лавочки – "чай, сахар, кофе", старенького извозчика на углу <…>
Долго глядела Аэлита на странную жизнь, проходящую перед ней в туманных струях шара. Но вот, изображения начали путаться: в них настойчиво вторгались какие-то, совсем иного очертания, картины, – полосы дыма, зарево, скачущие лошади, какие-то бегущие, падающие люди. Вот, заслоняя все, выплыло бородатое, залитое кровью, страшное лицо. Гусев шумно вздохнул. Аэлита с тревогой обернулась к нему, и сейчас же перевернула ладонь. Шар исчез».

Не зря Аэлита с тревогой оглянулась на Гусева: ту же кровь, резню он, идейный революционер со стажем, он устроит во имя благих целей и на Марсе. А перед тем, как прийти по приглашению Аэлиты для обучения в библиотеке, Гусев растолковывает романтику Лосю истинные цели полёта на Марс: «надо, чтобы они бумагу нам выдали о желании вступить в состав Российской Федеративной Республики <…> С чем мы в Петербург-то вернемся? Паука, что ли, сушеного привезем? Нет, вернуться и предъявить: пожалуйте документик о присоединении Марса. Это не то, что губернию, какую-нибудь, оттяпать у Польши, – целиком планету. Вот, в Европе тогда взовьются. Одного золота здесь, сами видите, кораблями вози».

с.14:

Готовя революцию на Марсе, Гусев пользуется информационными техническими средствами в библиотеке – библиотека на начальном этапе борьбы была для него центром управления, командным пунктом.
Заметим, что на Марсе библиотека – это привилегия правящей верхушки (Аэлита – дочь правителя). Данный факт тоже роднит библиотеку в романе с библиотеками древних государств (впрочем, на планете Земля это учреждение стало доступно для простых смертных сравнительно недавно: ок. 500 лет назад в Европе и ок. 200 лет в России).
Библиотеки в романе – не только информационный центр, это ещё и пункты видеосвязи между городами, представителями власти. Перед нами практически современный коммуникационный центр. Человека ХХI века этим не удивишь: в его распоряжении общедоступная программа IP-телефонии Skype, спутниковые трансляции – телемосты, а для читателя 20-х годов ХХ века – это ещё черта фантастического образа будущего.
Роман А. Толстого способен поднять статус библиотеки в глазах ученика, ведь на Марсе она оснащена передовыми информационными технологиями, она является средством удалённой коммуникации, в ней собрана мудрость тысячелетий, с её помощью гости с другой планеты узнают чужой мир, спасают свои жизни, а Гусев устраивает революцию.
Из всего творчества А. Толстого для современного ученика ближе и понятнее будет именно роман «Аэлита»: на его художественном материале можно рассмотреть программную тему «Образ революции и гражданской войны»: ведь революция на Марсе – это отражение революции в России. В романе подняты многие философские и социальные вопросы: что есть справедливость, свобода, любовь, смысл жизни, счастье… На основе романа можно факультативно поработать с темой книги, библиотеки с целью повышения мотивации к чтению.

Примечания:
[1] Платонова И.И. Образ библиотекаря в художественной литературе // http://www.proshkolu.ru/user/irina147/blog/46904/; Логинова Н.В. Ловушка для интеллигента: образы библиотекарей в отеч. худож. лит. // Библиотековедение.- 2007.– №1.– С.118–123; Заломкина Г.В. Смыслы библиотеки в романе Э. Костовой «Историк» // Библиотековедение.– 2008.– №3.– С.119–124.
[2] Маяковский В. «Театр. Кинематограф. Футуризм» (1913).
[3] 1919 – в России, в Петрограде, основан Астрономический институт (в 1943 в Институт теоретической астрономии).
1919 – основан Международный Астрономический Союз (МАС).
1919 – Д.Х. Джинс развивает «катастрофическую» идею образования планет Солнечной системы в результате «встречи двух солнц».
1920 – в Африке, в Намибии, найден самый крупный на Земле железный метеорит.
1922 – Введено деление неба на 88 созвездий (МАС).
1924 – А.А. Фридман теоретически обосновывает расширение Вселенной.
1924 – Э.В. Эплтон открыл существование ионосферы.
1924 – Э.П. Хаббл открыл существование других галактик.
1925 – Э.П. Хаббл дал первую классификацию галактик.
1929 – в Москве открыт первый планетарий.
[4] Фонограф (от греч. φωνή – звук и γράφω – писать) — первый прибор для записи и воспроизведения звука. Изобретён Томасом Алва Эдисоном, представлен 21 ноября 1877 года.

Литература:
1. Платонова И.И. Образ библиотекаря в художественной литературе // http://www.proshkolu.ru/user/irina147/blog/46904/;

с.15:

2. Логинова Н.В. Ловушка для интеллигента: образы библиотекарей в отеч. худож. лит. // Библиотековедение.- 2007.– №1.– С.118–123.

Другие редации статьи:
1. Дмитриевская Л.Н. Книга и чтение в романе А.Н.Толстого «Аэлита» // Образование. Книга. Чтение: текст и формирование читательской культуры в современной образовательной среде. Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – М.: «Русская школа», 2010, с.184-192.
2. Дмитриевская Л.Н. Образ Библиотеки и книги в романе А.Толстого «Аэлита» // От свитка до Интернета: библиотека, образование, чтение: научно-методический альманах. – № 2. – М.: «Издательство "Экзамен"», 2011, с.235-243.