СЛОВЕСНАЯ ЖИВОПИСЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Спецкурс для зочного отделения Литературного института им.М.Горького

2 занятия - 1 семестр, 2 занятия - 2 семестр

Дорогие студенты,

рада приветствовать вас на спецкурсе «Словесная живопись в русской литературе», в рамках которого мы будем анализировать интересные примеры словесной живописи в русской литературе ХIХ–ХХ вв., и вы попробуете сами создать нетривиальный портрет, пейзаж, интерьер или экфрасис.
Е. Замятин в статье 1923 года «О литературе, революции, энтропии и прочем» выразил кредо современного искусства, которое вынуждено существовать и развиваться в стремительно ускорившемся времени: «Старых, медленных, дормезных описаний нет: лаконизм но огромная заряженность, высоковольтность каждого слова. В секунду – нужно вжать столько, сколько раньше в шестидесятисекундную минуту». Именно такие примеры словесной живописи нас будут интересовать прежде всего.

Задачи курса:

- расширить представление о художественных возможностях различных видов описаний (портрет, пейзаж, интерьер, образ иконы, фотографии, живописного полотна и т.п.);

- проанализировать в русской литературе ХIХ–ХХ вв. художественные эксперименты в области словесной живописи.

Темы семинарских занятий:

• Портрет. Художественные эксперименты с портретом в русской литературе. Живописный и фотографический портрет. Мотив оживающего портрета. Синтез образов: портрет-имя, портрет-пейзаж, портрет-интерьер.

• Пейзаж. Художественные эксперименты с пейзажем в русской литературе. Пейзаж-экфрасис. Пейзаж-символ. Пейзаж-метафора. Импрессионистский, сюрреалистический, абстракционистский пейзаж в литературе.

• Интерьер как образ героя, дома, мира. Интерьер будущего в фантастике. Образ эпохи в интерьере.

• Образ живописного полотна и фотографии (экфрасис) в литературе. Образ фотографии в литературе. Образы фрески, иконы в русской литературе. «Сикстинская мадонна» Рафаэля в русской литературе ХIХ–ХХ вв.

• Словесная живопись в современной литературе. Лаборатория студентов: художественные находки в области словесной живописи.

Что прочитать:

Вам будет интереснее слушать лекционный материал и участвовать в анализе, если перечитаете следующие произведения:
1 семестр: Н.В. Гоголь "Портрет", Е Замятин "Мы", И. Бунин "Безумный художник", М. Булгаков "Мастер и Маргаритта". 

2 семестр: В. Вересаев "Мать", В. Гроссман "Сикстинская мадонна".
Литературных примеров будет гораздо больше, но анализ средств описания в этих произведениях мы проведем  подробнее.

Для спецкурса издан Практикум (можно взять в библиотеке института): ОГЛАВЛЕНИЕ


Письменная работа не обязательна, но по желанию может быть выполнена в виде научной статьи или художественного произведения.

Статья (хорошие статьи можно опубликовать в сборнике студенческих работ "Актуальная классика"):
• Проанализируйте художественные эксперименты с портретом (или пейзажем, интерьером, описанием картины…) в современной русской литературе (один или несколько авторов на выбор).
*** Вариант задания: в зарубежной литературе (один или несколько авторов на выбор).

Художественное творчество:

Попробуйте в своём творчестве провести «художественный эксперимент» с портретом, пейзажем, интерьером (на выбор) или поработайте с экфрасисом.

В качестве письменной работы обсуждаются и принимаются любые оригинальные идеи по воплощению в творчестве различных видов словесной живописи.

__________________________

Дополнительная литература:

  1. Баршт, К.А. О типологических взаимосвязях литературы и живописи (на материале русского искусства ХIХ века) // Русская литература и изобразительное искусство ХVIII — начала ХХ века: сб. науч. тр. — Л., 1988. С.5–34.
  2. Вартанов, А.С. О соотношении литературы и изобразительного искусства // Литература и живопись. — Л.: «Наука», 1982.
  3. Галанов, Б. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. — М.: «Сов.писатель», 1974.
  4. Дмитриевская Л.Н. Образ мира и образ человека: пейзаж, портрет, интерьер в романе Е. Замятина «Мы». М.: Флинта, 2016.
  5. Дмитриевская Л.Н. Пейзаж и портрет: проблема определения и литературного анализа (пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус). М., 2005.
  6. Дмитриевская Л.Н. Портрет и пейзаж в русской прозе: традиция и художественные эксперименты. М.: Флинта, 2016.
  7. Завгородняя, Г.Ю. Живописное начало в прозе первой трети ХХ в. // Лучшая вузовская лекция. — М.: ИПК «Литера», 2006. С.38–60.
  8. Искусство портрета: сб. статей. / Под ред. А.Г. Габричевского. — М.: ГАХН, 1928.
  9. Колосова. С.Н. Портрет в русской лирической поэзии. — М.: ИПК «Литера», 2011.
  10. Лепахин, В.В. Икона в русской художественной литературе. Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. – М.: Изд-во «Отчий дом», 2002.
  11. Лосев, А.Ф. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе // Литература и живопись. — Л.: «Наука», 1982. С.31–65.
  12. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: «Искусство», 1995.
  13. Лотман, Ю.М. Портрет // Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). – СПб: «Академический проект», 2002.
  14. Рубинс, М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция — СПб: «Акад. Проект», 2003.
  15. Топоров, В.Н. Тезисы к предыстории «портрета» как особого класса текстов // Исследования по структуре текста. М.: «Наука», 1987.
  16. Уртминцева, М.Г. Говорящая живопись (очерки истории литературного портрета). Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2000.
  17. Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / Под ред. Л. Геллера. М.: Изд-во «МиК», 2002.